Художественный вымысел. Фантастика

Художественный вымысел. Фантастика

  Время чтения 4 минуты

Вымысел и фантастика тесно переплетаются во многих произведениях русской классики. Но между ними есть несомненное различие: вымысел — это неотъемлемая часть любого произведения, а фантастика — вспомогательное средство или же отдельный вид литературы.

Художественный вымысел

Художественный вымысел — это образы, события, обстоятельства, придуманные автором в произведении.

Вымысел основан на жизненном опыте писателя. Он изображает не то, что случилось, а то, что может случиться. Фантазия писателя, продемонстрированная в произведении, не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни.

Художественный вымысел. Фантастика

С помощью художественного вымысла автор «отсеивает» неважные события, оставляя только значимые. Благодаря вымыслу автор не только вживается в своих персонажей, но и начинает верить в их существование: «Пока он не станет для меня хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать» (Л. Н. Толстой).

Художественный вымысел. Фантастика

Многие авторы замечали, что процесс «вживания» определенной истории в героя может быть как долгим, так и вовсе не состояться. Иногда, только к концу произведения автор мог понять, что выбранный жизненный путь для персонажа ему не подходит (в силу характера, сформировавшегося в течение повествования). Также, вполне вероятен и тот сценарий, где герой начинает жить самостоятельной от автора жизнью: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее» (А. Пушкин).

Количество вымысла в художественном произведении может быть различно. Эта мера зависит от личности автора и от замысла его произведения.

Таким образом, можно выделить главные особенности художественного вымысла:

  • Вымысел связан с реальной действительностью.
  • Он воспринимается читателями как возможные события.
  • Границы между художественным вымыслом и достоверностью условны.
  • Количество использованного художественного вымысла зависит от рода и жанра произведения.

Фантастика

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — художественный прием или вид художественной литературы, основанный на вымысле. Если мы говорим о виде литературы, то автор на протяжении всего произведения создает новые реалии, нарушая законы и нормы настоящего мира, а если о приеме, то в ход идут незначительные фантастические подробности, несомненно влияющие на происходящее, но не вокруг которых строится повествование.

Художественный вымысел. Фантастика
Художественный вымысел. Фантастика
Художественный вымысел. Фантастика
Художественный вымысел. Фантастика

Фантастика как жанр не представлена на ЕГЭ по литературе, пусть и «Мы» Замятина активно изучается в некоторых учебных заведениях. А вот фантастика как прием достаточно популярна в произведениях, представленных в кодификаторе.

Как художественный прием или же элемент текста, фантастика встречается в произведениях Гоголя («Шинель» — фантастическое продолжение повести после смерти Башмачкина), Салтыкова-Щедрина («История одного города» — фантастические детали, например, примитивный механизм в голове у Брудастого или смерть одной из претенденток на должность градоначальницы от клопов), Булгакова («Мастер и Маргарита» — фантастические герои, события в Варьете), Жуковского («Светлана» — фантастический сон героини).

Фантастика нередко становится вспомогательным приемом, способствующим раскрытию авторского замысла. Так, для некоторых авторов фантастика — не самоцель, а средство сатирического изображения действительности, разоблачения «бесчисленных уродств» (Булгаков, Салтыков-Щедрин, Гоголь, Чехов).

Особенности фантастики:

  • Истоки фантастики в принципе — фольклор. Издавна наше миропонимание связано с мифами о происхождении и загробной жизни, которые активно отражались в фольклоре. Именно поэтому фантастику можно обнаружить в таких фольклорных жанрах, как сказка, легенда и миф.
  • В русской литературе фантастика вышла из романтизма, где нередко появлялись персонажи потустороннего мира и вступали в контакт с живыми людьми (Жуковский). Позже фантастика изменилась в руках авторов-реалистов: они стали использовать фантастику с целью обличения пороков общества и других несовершенств жизни.
  • Фантастика как прием может быть использована во всех жанрах и направлениях.
  • Существует особый вид фантастики — фэнтези (произведение с мистическим началом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 4 =